О пользе пения
Человеческий голос – это, без сомнения, музыкальный инструмент, которым можно научиться виртуозно пользоваться. Начинать обучение искусному владению голосом нужно еще в детском возрасте. Как сделать это бережно, чтобы сохранить и развить музыкальные способности ребенка?

Зачем петь?

Бывает, что родители отдают малыша в музыкальную студию, лелея надежды, что он непременно станет великим певцом. Однако именно подобные амбиции взрослых часто отвращают детей от музыки. Ведь музыкальное образование нужно вовсе не потому, что взрослым не дают покоя, например, лавры участников проекта «Голос». Способности к пению включают в себя целый комплекс качеств – и музыкальный слух, и голос, и артистичность. Всё это редко кому дается в готовом виде, от природы. Значительно чаще музыкальные способности формируются в ходе обучения, и вместе с этим гармонично развивается ребенок. Музыка и пение, в частности, оказывают влияние на самые разные стороны личности ребенка.

Музыкальное образование учит ребенка чувствовать и правильно понимать хорошую музыку, формирует музыкальный вкус, прививает любовь к творчеству в разных областях, тем самым разносторонне развивая малыша.

Благодаря пению развиваются познавательные процессы, помогающие человеку получать и обрабатывать самую разную информацию о мире. Это и память, поскольку мелодии и слова нужно учить, и воображение – ведь для того, чтобы хорошо исполнить песню, нужно представить описанные в ней образы. Пение способствует и развитию речи: даже те дети, которые имеют речевые трудности, начинают говорить лучше, произношение у них становится более внятным.

Поющие дети эмоционально открыты, добры, склонны проявлять сочувствие. Кроме того, пение раскрепощает ребенка, делает его более коммуникабельным, особенно если занятия проводятся в группе.

Слушание песен и многократное повторение разучиваемых музыкальных произведений приучает ребенка к терпению и дисциплине, постепенно у него вырабатывается самоконтроль, который, по наблюдениям родителей, позволяет малышу быть сосредоточенным и внимательным не только в музыке.

Пение прекрасно снимает напряжение, чувство усталости и перегруженности.


Слагаемые хорошего пения

Начинать знакомство малыша с музыкой нужно как можно раньше. Дети, еще даже не умеющие разговаривать, с удовольствием прислушиваются к мелодиям, которые поют взрослые, пританцовывают под музыку. Особую роль играют колыбельные, причем они нравятся малышам в любом исполнении. Когда ребенок подрастет, можно начинать петь вместе с ним. Пока он маленький, не нужно специально выучивать тексты песен, вполне достаточно слушать любимые мелодии и подпевать. Известно, что для малышей важен ритм, важны повторения – подчас дети сами снова и снова требуют поставить знакомую песню. Постепенно слова запоминаются сами собой.

Позже можно записать малыша на занятия вокалом. Дети, которые любят быть в коллективе, с удовольствием ходят в музыкальный кружок, поют в хоре. Однако у любого человека может наступить усталость от регулярных занятий, поэтому большинство детей рано или поздно заявляют родителям, что больше не хотят заниматься пением. Это вовсе не значит, что нужно моментально выполнять просьбу ребенка и бросать музыкальный кружок. В такой ситуации многое зависит от родительской гибкости, умения ненавязчиво, без давления говорить с ребенком.

Важно! Даже если у вас музыкальное образование и вам режет слух любая фальшивая нота, как бы ни пел малыш, не нужно вспоминать про всем известного медведя, наступающего на ухо. Поддерживайте и хвалите ребенка, пойте вместе.

Обучать пению можно с самого раннего возраста. Другое дело, что организованные занятия можно проводить, начиная с 2–3 лет, однако занятия для самых маленьких будут длиться недолго, около 15 минут. Поскольку малыши еще плохо сосредотачиваются и быстро утомляются, в индивидуальных занятиях нет смысла. Малышу значительно интереснее будет в группе. Дети 6–7-летнего возраста при желании могут заниматься с педагогом индивидуально.

Конечно, петь можно и дома, однако в студии педагог будет заниматься с ребенком постановкой точного интонирования, дикции, правильного дыхания. Он также сможет подобрать детский репертуар, доступный для восприятия и воспроизведения малышами. Например, нужно найти такую песню, которую крохе будет удобно исполнять по диапазону. Но даже если понравившаяся песня не совсем соответствует голосу ребенка, при современных технологиях педагог может сделать ее более высокой или низкой, то есть, подходящей для исполнения конкретным малышом. Главный же критерий отбора песен состоит в том, чтобы они нравились ребенку.


Нескучные занятия

Очень часто родителям кажется, что кроха поет нечисто, и это действительно так – дело в том, что, когда ребенок только учится говорить, ему бывает трудно удержать и слова, и мелодию. Координация слуха и голоса приходит с возрастом, поэтому дети 3–4 лет поначалу могут точно воспроизводить только несложные мелодии. Возможно, когда малыш подрастет, он сможет повторять мелодию по многу раз, добиваясь правильного звучания, но для дошкольника это непосильная задача. Чтобы повторение было увлекательным, придумывайте игры: пойте грустно, весело, как медведь или мышка, дуэтом и всей семьей.

Периодически дома можно устраивать музыкальные вечера и рассказывать малышу о том или ином направлении в музыке, композиторе или певце. Можно организовывать музыкальные путешествия по разным странам. Младшие школьники могут подготовить часть такого вечера сами, подобрав интересные мелодии, найдя рисунки в Интернете.

Многие дети не очень хорошо интонируют, так как еще плохо умеют управлять своим голосом, но даже если малыш не попадает точно в ноты, это не страшно. Постепенно он научится, было бы желание.

Важно! Занятия пением должны приносить крохе радость, а значит, нельзя переусердствовать. Не надо заменять все детские игры музыкальными занятиями. Для дошкольников вполне достаточно одного-двух занятий в неделю. Нагружать малыша многочисленными упражнениями дома также не стоит. Лучше создать музыкальную среду, в которой крохе будет весело и комфортно.


Музыкальные игры

Для детей от младшего до старшего дошкольного возраста существует множество музыкальных игр, которые используют на занятиях, и в которые можно поиграть дома.

В игре «Угадай мелодию» дети по припеву или вступлению определяют песню. Можно предложить детям игры «Узнай и спой песню по картинке», «Узнай музыкальный инструмент по звуку».

Свое видение песни дети могут отражать в рисунках, причем рисовать можно самыми разными способами, например, пальчиковыми красками, пластилином, просто передавая настроение или создавая конкретные образы.

Для того чтобы сформировать у малыша чувство ритма, можно простукивать песни хлопками. А еще малыша наверняка удивит маленький эксперимент: зажгите свечу и попробуйте петь на нее – оказывается, звук можно не только слышать, но и видеть.

Существуют специальные компьютерные игры, например, музыкальные аркады, которые наверняка понравятся современным детям. Такие игры помогают осваивать музыкальную грамоту, развивать музыкальную память.
Made on
Tilda